Интернет навсегда!
Краткая электронная летопись XXI века

новости | письмо

« на главную

том 1 Становление
том 2 Технология
том 3 Созревание

приложение 1 
Школа Великих
Веб-Мастеров

приложение 2
 
правильные проекты

» новости проекта

 

Развитие человека как менеджера, менеджера - как человека

ПрезентейшнРу

Интернет-лаборатория "Ксан": мультимедийные презентации
Интернет-лаборатория КСАН: создание мультимедийных презентаций,
изготовление электронных визитных карточек (CD-визиток)

 

 

 

Том 1. Становление
содержание тома

Виртуальные личности: мифы и реальность

Понятие "виртуальность" ворвалось в нашу жизнь одновременно с Интернетом, то есть не так уж давно, но сразу же прочно заняло свое место в языке и системе ценностей. Вообще-то это слово - вовсе не диковинка, и самые разные словари посвящают ему в множество статей. Но до широкого внедрения Сети в массы термин лежал где-то в области научных исследований. Сейчас об этом мало кто вспомнит, и о буквальном переводе с английского ("фактический, действительный") никто, как правило, не задумывается. В сознании простого пользователя, "виртуальность" - одна из ключевых характеристик Интернета и его возможностей. "Виртуальный" - выполняющий функции чего-то, чем на самом деле не является; сетевой заменитель функций и образов из (антоним!) "реальной" жизни. Достаточно назвать такие устоявшиеся словосочетания, как "виртуальный секс" или "виртуальный магазин", чтобы четко осознать всю разницу с реальностью.

Если бывают виртуальные секс и покупки, то как не бывать виртуальным личностям? О, это - одно из основополагающих сетевых понятий. Не всякий способен к взаимоотношениям полов в цифровом формате, не каждый готов заплатить настоящие деньги за неведомую покупку; но радость скрыться за маской - никнеймом, создать соответствующий ему (любой!) образ - это под силу каждому.

Правда, создать - это одно, а мастерски манипулировать - совсем другое. Потому тут и там уже появляются шуточные и не очень советы и правила поведения для создателей виртуального двойника, конкурсы на лучшего виртуала; а петербургский клуб QUO VADIS? пошел еще дальше и "вытащил в реал" нескольких создателей виртуальных личностей, по-настоящему потрясших Рунет.

Недавно в клубе прошел круглый стол на тему "Виртуальные личности в Интернете, искусстве, жизни", приуроченный к презентации серии тематических книг издательства "Амфора". Главным виртуалом оказался - вернее, оказалась - классик сетевой литературы, Светлана Мартынчик, известная как тот самый Макс Фрай. С целью популяризации сетевой литературы в широких читательских кругах издательство "Амфора" запускает серию романов, условно объединенных в коллекцию "Из книг Макса Фрая". В нее вошли "Аленка-партизанка" Ксении Букши, "Сволочи" Дмитрия Горчева, а также первый русский киберпанк-роман "Паутина" Мерси Шелли. В том или ином виде произведения этих авторов были доступны через Сеть, а вот в виде настоящих книг - таких, которые приятно подержать в руках, в твердой обложке и на хорошей бумаге - их еще не было. Рекомендация же Макса Фрая, уже зарекомендовавшего себя как популярный автор, должна помочь продвижению романов о виртуальной жизни в жизни реальной.

Тема виртуальной личности на встрече звучала ключевой. Едва ли не каждый из присутствующих писателей мог поделиться опытом в этой сфере, но непревзойденным мастером мистификаций был и остается Алексей ("Лёха") Андреев, одним из воплощений которого стала Мэри Шелли: эпатажная сетевая скандалистка конца 90х. "Мэри" была далеко не первым детищем Лёхи Андреева; ко времени ее создания у него был немалый опыт манипулирования прочими виртуальными персонажами и даже разработана четкая концепция виртуальной личности, развитая в романе "Паутина". Мартынчик, напротив, перевоплощается только в писателя Фрая, зато погружение происходит настолько глубоко, что порой непонятно, кто из личностей - реальная Светлана или выдуманный Макс - высказывает ту или иную точку зрения. Потому основная дискуссия развернулась именно между этими двумя участниками встречи, высказавшими наиболее диаметральные мнения.

Из истории вопроса прозвучали отсылки к открытиям в области аналитической психологии К. Юнга, исследованиям "трансперсональной" психологии С. Грофа. Наше бессознательное в этих исследованиях предстает как огромный резервуар "скрытого" знания, которое по большей части не имеет ничего общего с нашим обычным жизненным опытом. Откуда возникают странные, фантастические образы и сюжеты сновидений, что является источником необычных переживаний, вызванных действием наркотиков? Как объяснить случаи внезапного раздвоения личности, когда вторая личность возникает практически сразу, без сколько-нибудь длительного периода ее формирования и совершенно не похожа на первую, исходную личность? Один из возможных психологических аспектов, возникающий при создании виртуальных личностей - это смещение сознания. Если зайти слишком далеко, назад дороги не будет; одна из личностей может подчинить другую, и если над первой возобладает вторая, созданная - впору применять медицинские термины и ставить серьезные диагнозы. Развиваясь же в правильном русле, виртуальная личность не смещает, но расширяет сознание, извлекает из него те возможности, которые таились где-то в глубине, но не могли быть реализованы в привычных формах.

По мнению Светланы, на всех этапах истории человеку было свойственно придумывать себе двойника, даже если тогда его не называли "виртуалом". Первым ярким творцом подобного образа она считает апостола Павла; вернее - его первообраз, Савла. Известный гонитель христиан в одночасье сменил свою жизнь на диаметрально противоположную, и отправной точкой к этому послужил миф. Стоило Савлу поверить в идею Христа, дать мифу овладеть собой - и вот вам новая личность, Павел. История показала, что Савл поступил правильно. Нужно отдаться мифу, буквально быть изнасилованным мифом, полностью подчиниться ему - и тогда рожденная от этого (см. выше) акта личность будет великой, запомнится навсегда: так считает Светлана. Очевидно, что по-своему и применительно к своему случаю, она права. По наблюдению одного из присутствовавших, при реальной встрече, издалека, Светлана вполне могла показаться обаятельным 20-летним юношей. Если воплощение зашло так далеко даже на визуальном уровне, что уж говорить о виртуальных встречах с Максом Фраем, так долго и умело водившим всех за нос!

В отличие от Мартынчик, Андреев ни малейшим образом не напоминал, да и не стремился напоминать, особу противоположного пола, свою Мэри (или Мерси - симбиоз Мэри и Перси, объединившихся для выхода в свет в печатном издании). Историю возникновения виртуалов Лёха тоже относит в первобытные времена, когда древний человек, взобравшись на холм, мог скрыться за маской, выдать себя за кого угодно и повести племя за собой. Преимущества и недостатки этого метода самореализации были поняты человеком сразу. С одной стороны, это - отличный способ коммуникации и возможность донести до окружающих то, что может не получиться, выступай человек в привычном виде и говоря только от себя. С другой - стоит дать слабину, и племя забросает камнями. Потому год от года техника создания виртуальных личностей шлифовалась, но до конца XX века еще могла как-то контролироваться. В век сетевых технологий с их безграничными возможностями она не только достигла совершенства, но и вышла из-под контроля, одновременно с тем став более демократичной. В наши дни каждый может понять, как создаются несуществующие личности и авторитеты: звезды, политики; попробовать себя в любом качестве. Виртуальная личность может быть единичной и коллективной, и более того: технологии сетевого общения позволяют подменить живого человека роботом, с четко разработанными для него образом и "легендой". Такой ученый робот выходит в виртуальный мир, начинает общаться и... И не всякий, не сразу, отличит реального собеседника от бездушной программы; как не сразу можно раскусить виртуала за умело созданным персонажем.

Обучающиеся роботы - уже не фантастический термин. В свое время он был заявлен, вызвал скепсис, исследования были заброшены, а идея разработок в области искусственного интеллекта была названа одним из крупнейших провалов 2001 года. Однако, в стороне от широкого освещения, в Интернете эта идея осталась жить, подпитываясь созданиями все более и более безупречных программ. Теперь в чатах можно встретить "бота", умело прикидывающегося обычным посетителем, и, говорят, дело дошло до того, что роботов стали нарочно... притуплять - до уровня обычного пользователя, чтобы они были более похожи на людей, со всеми их ошибками, опечатками и старыми анекдотами.

Технология создания виртуальных личностей со временем станет не только более доступной, но начнет приносить ощутимую пользу, считает Алексей Андреев. С одной стороны, будут развиваться технологии, позволяющие поместить "под колпак" каждого человека: будут собираться данные о каждом, что даст возможность строить модели людей, объединять их в группы и управлять ими. С другой - виртуальные игры с личностями станут ответом системе, способом противодействия. Прочь мифологию, подчинение мифам неведомо зачем: виртуальные личности - это идеология, способ борьбы и едва ли не гражданская позиция. Своим собственным "кукольным театром" человек будет обманывать окружающий его "театр", куда будет стремиться поместить его система. Эта идея превосходно отражена в романе "Паутина", который вышел за цифровые рамки в реальный мир благодаря издательству "Амфора".

Другие, представленные в коллекции Макса Фрая, книги, также не должны разочаровать поклонников Фрая вообще и киберпанка со всеми его фантастическими (или уже не очень) идеями в частности. По словам Андреева, настоящей, достойной потраченного времени и внимания, является не та фантастика, где выдуманные персонажи в полностью выдуманных мирах решают отвлеченные надуманные проблемы, а та, которая, отталкиваясь от настоящего, анализирует его и, прогнозируя, дает большее знание о реальности. Недавняя серия книг "Амфоры" обещает быть именно такой. И не случайно презентация прошла под девизом "атаки виртуалов". Виртуальные личности - будущее человечества?

Источник: Интернет.Ру
http://internet.ru/articles/99162.esp

 

Статьи по теме

Информационная оболочка

Свойства Интеллекта

 

 

вернуться к содержанию тома 1
новости проекта

 

 

 

Дата создания проекта: 2002-2004
Адрес для писем: lotos@ksan.ru

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100