Интернет навсегда!
Краткая электронная летопись XXI века

новости | письмо

« на главную

том 1 Становление
том 2 Технология
том 3 Созревание

приложение 1 
Школа Великих
Веб-Мастеров

приложение 2
 
правильные проекты

» новости проекта

 

Развитие человека как менеджера, менеджера - как человека

ПрезентейшнРу

Интернет-лаборатория "Ксан": мультимедийные презентации
Интернет-лаборатория КСАН: создание мультимедийных презентаций,
изготовление электронных визитных карточек (CD-визиток)

 

 

 

Том 1. Становление
содержание тома

Гипертекст нашей жизни

Фабрика мыслей подобна ткацкому станку,
где тысяча нитей приводится в движение
одним толчком, где челнок снует туда и сюда,
незримо струятся нити и разом завязывается
тысяча связей.

«Фауст», часть 1, сцена 4

Сегодня благодаря широкому распространению Word Wide Web о гипертексте знают все, кто хоть как-то связан с компьютером, даже эту гипертекстовую статью вы читаете главным образом потому, что у вас есть компьютер. Если же кто-то распечатал эту статью и принёс вам, то от этого она не станет менее гипертекстовой. Скорее всего, внизу или вверху страницы браузер любезно укажет адрес в Интернете, откуда была взята данная статья. А если нет и её, то великолепным образчиком гиперссылки является приведённый эпиграф. Да, как не удивительно, но и обычная ваша книга может быть гипертекстом. Даже более того, почти каждая обычная книга является гипертекстом, пусть и не в полном смысле этого слова. Почти каждая книга имеет гипертекстовые элементы — ссылки. Обычное оглавление — явный тому пример, только в случае с книгой вы не щёлкаете мышкой по заголовкам, чтобы мгновенно оказаться на начале соответствующей главы, а совершаете механические движения — листаете книгу. Отличие обычной книги от гипертекста на компьютере состоит в том, что читая книгу, человек обычно дочитывает либо всю книгу, либо отдельную главу в ней до конца, чтобы затем посмотреть сноски, комментарии, сделанные в конце, а щёлканье по ссылкам электронного документа может «утопить» человека в потоке информации, да так, что он забудет, с чего собственно начинал читать.

Хоть обычные книги и имеют гипертекстовые элементы, они всё же являются линейным представлением информации. Человек начинает читать детектив, и автор, ведя его по лабиринту событий, приводит к единственному финалу — допустим, что убийцей был дворецкий. Человек начинает читать рассказ сначала и постепенно доходит до конца. Трудно себе представить, чтобы кто-то читал как-то по-другому. Создание гипертекстов преследовало своей целью освободить от замкнутости, фаталистичности линейного подхода.

Явным примером «печатного» гипертекста являются различного рода справочники и энциклопедии. Обращаясь к энциклопедии, читатель, наоборот, начинает читать с любого интересующего его места. Допустим, прочитав словарную статью «текст», читатель может обратиться к статье «знак», затем перейти на «семиотику», а оттуда даже на статьи «симптом» и «синдром», так как в медицине семиотикой называют науку о симптомах и синдромах. Человека же читающего такие книги от начала до конца можно принять за клиента сумасшедшего дома…

В гипертекстуальном переложении даже детектив может иметь открытую структуру, и читатель сам сможет решать, будет ли убийцей дворецкий, или кто-нибудь вместо него, или вообще следователь. Это не новая идея. До изобретения компьютера поэты и писатели мечтали о полностью открытом тексте, который читатели могли бы переписывать, как им нравится, бесконечное количество раз. Такова была идея Малларме. Джойс задумал «Поминки по Финнегану», мечтая об идеальном читателе, мучимом «несонницей». Макс Запрота в пятидесятые годы опубликовал роман, в котором страницы можно было перемешивать, чтобы получались разные сюжеты. Джанни Баллестрини заложил в свое время в один из самых первых компьютеров серию строф, и компьютер выдавал множество стихотворений. Рэймон Кено изобрел компьютерный алгоритм, благодаря которому стало возможным получить бесконечное количество стихов с бесконечным количеством вариантов строк. В настоящее время можно стать соавтором народных романов: любой человек дописывает строчку или абзац к существующему произведению, которое было начато и продолжено не одной сотней безликих авторов. Многие современные музыканты делают аналогичные опыты с музыкой, импровизируя на джэм-сейшенах, сочетая несочетаемое. Диджеи, перемешивая уже созданные мелодии и добавляя эффекты, создают что-то новое.

Существует даже компьютерная художественная литература и по меньшей мере один классик этой литературы. И фамилия у него для классика вполне подходящая — Джойс, правда, зовут его не Джеймс, а Майкл и написал он не «Улисса», а компьютерный роман «Полдень». Особенность этого романа в том, что его можно адекватно читать только на дисплее компьютера. Он построен так, как строится гипертекст. В нём есть «кнопки», нажимая на которые можно переключать движение сюжета в прошлое и в будущее, менять эпизоды местами, углубляться в предысторию героини, изменять плохой конец на хороший и т.п.

Гипертекст отражает работу нашего мозга. Мы не думаем по строго запланированному алгоритму. Одна мысль порождает другую, та — третью и так бесконечно. Сама наша жизнь — это что-то вроде гипертекста: совершённое действие влечёт другое, и мы вправе выбрать, что делать дальше. Продвигаясь по жизни, мы выбираем один единственный маршрут. Что нельзя сделать — так это отмотать какие-то действия назад, чтобы пойти по другому пути.

Артём Луканин
2003 год

 

Комментарий Лотоса:

Гипертекст - это гениальное техническое воплощение свойства мысли прыгать от одного к другому, обслуживая потребность человека в восприятии новых переживаний. Не случайно многие впервые попавшие в Интернет не могут выйти из него добровольно :))

 

Статьи по теме (гиперссылки :)

Вмонтировать поисковую систему в мозг

После глобализации

Как правильно вести обмен ссылками

 

 

вернуться к содержанию тома 1
новости проекта

 

 

 

Дата создания проекта: 2002-2004
Адрес для писем: lotos@ksan.ru

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100