Интернет навсегда!
Краткая электронная летопись XXI века

новости | письмо

« на главную

том 1 Становление
том 2 Технология
том 3 Созревание

приложение 1 
Школа Великих
Веб-Мастеров

приложение 2
 
правильные проекты

» новости проекта

 

Развитие человека как менеджера, менеджера - как человека

ПрезентейшнРу

Интернет-лаборатория "Ксан": мультимедийные презентации
Интернет-лаборатория КСАН: создание мультимедийных презентаций,
изготовление электронных визитных карточек (CD-визиток)

 

 

 

Том 2. Технология
содержание тома

Как создавать толковые сайты

На Московском международном фестивале рекламы сайт www.prior.ru получил приз в номинации «Корпоративные сайты». Сегодня руководитель компании-разработчика Сергей Спивак дает рекомендации по созданию корпоративного ресурса: «Смотрю, бывает, на чей-нибудь сайт, и только матерные слова в голову лезут. А потом думаю: «Взгляни, друг, на того уродца, которого ты начертал в первый раз». Да, все мы когда-то начинали. Хочется поделиться своим опытом руководителя команды разработчиков, дать пару нехитрых советов. Вообще, сделать толковый сайт – это довольно долгий и многоэтапный технологический процесс. Но сейчас я бы хотел поговорить о конкретных деталях, а не о теории в целом. Итак, приступим».

Начинать делать сайты принято с разработки структуры. Это правильно. Пока не напишешь структуру, непонятно, как делать навигацию. Только здесь кроется подводный камень. Чаще всего заказчик в комнате переговоров почешет репу и нарассказывает, сколько в его фирме отделов и направлений бизнеса. Вроде и структурка нарисуется. Только заказчик не ведает, сколько материала ему предстоит написать. Чтобы привести его в чувство, спросите: «Вы успеете написать содержание?» Он вам без тени сомнения ответит: «Да, конечно». Тогда поинтересуйтесь: «Сколько вам понадобится времени, чтобы написать брошюрку о вашей компании и ее деятельности?» Попытка ответить на этот вопрос может вызвать подвисание и деловитое мычание, свидетельствующее о недюжих мыслительных процессах. После этого вы получите точный ответ: «Ну, два-три месяца или больше». Вот это и есть истинное время написания текста для сайта. Правда, основная проблема не в сроках. Как только заказчик действительно начнет писать о себе, он камня на камне не оставит от той ветвистой структуры, которую вы только что породили. Окажется, что в один раздел надо вставить десять страниц текста, а для другого – больше двух абзацев наплакать нет возможности. Причем все написанное уже утвердил самый главный президент всего мультихолдинга.

Совет № 1.
Если хочешь сделать толковый сайт, сначала добейся, чтобы заказчик написал текст, а потом ловко преобразуй его в структуру.

Как говорится, «лучше полдня потерять, зато потом за пять минут долететь». После того как вы в муках познали структуру своего будущего детища, самое время приступить к разработке навигации. В настоящий момент корпоративные сайты чаще всего выглядят так: на первой странице безумный коллаж, призванный символизировать деятельность заказчика. Вокруг всего этого благолепия набросаны пункты меню, занимающие процентов 30 пространства. После недолгого изучения начинает просматриваться логика автора. Отлично. Посетитель делает свой выбор. Но тут его ждет засада. Навигационная система визуально меняется. Например, на первой странице она занимала пол-экрана и состояла из двух колонок, а внутри ее вытянули в горизонтальную полоску – ведь на внутренних страницах должно быть еще и содержание. Вот тут-то и начинаешь думать о юзабилити – удобстве и простоте навигации по сайту. На первой странице пользователя приучили к одной навигации, потом сказали: «Забудь», – и стали приучать к другой. Законный вопрос, зачем так насиловать своих посетителей?

Совет № 2.
Коль придумал навигацию, не меняй ее по всему сайту. И тогда меньше матерных слов будет произнесено в твой адрес.

Дизайн, дизайн, дизайн... ох, это магическое слово! Порой неразумный заказчик требует от разработчиков создать многочисленные варианты первой страницы своего будущего суперсайта. И дизайнеры до потных ладошек таскают мышку по коврику, пытаясь породить чудо. Затем чудо после многочисленных замечаний утверждается и объявляется дизайн-концептом сайта. Здорово. Только во время этой эпопеи никто ни разу не задумался, а как сайт будет выглядеть внутри? Порой принятый в муках дизайн первой страницы абсолютно не пригоден для внутренних страниц. Опс! Вот тут и возникает ситуация, описанная выше.

Совет № 3.
Порой разработку дизайна стоит начинать с внутренних страниц.

Бытует мнение, что внутренние страницы делать легче. Это не совсем так. При разработке первой страницы дизайнер работает со всем пространством. На внутренних страницах он вынужден работать как в областях, свободных от содержания, так и с самим содержанием. А что делать, если содержания еще нет? Смотри первый совет :)

Маленькое примечание для любителей Flash-технологии. Ради бога, не делайте навигацию в виде одинаковых шариков, которые при наведении мыши эффектно разворачиваются в название раздела, а когда мышь отводится, опять сворачиваются в шарик. Ни один нормальный человек не сможет запомнить, что обозначает каждый из ваших шариков. Пользователь, как зомби, будет водить мышкой по вашим шарикам, пытаясь понять, куда же он должен нажать.

Совет № 4.
Пункт меню должен содержать текстовое название, картинку с названием или, в крайнем случае, просто картинку, однозначно характеризующую содержание раздела.

Можно бесконечно говорить о чудесах онлайнового бизнеса, – только корпоративный сайт среднестатистической компании служит для того, чтобы затащить клиента в лапы сотрудников отдела продаж. А уж эти магистры человеческих душ завершат начатое дело. Поэтому не забывайте о контактном телефоне и карте проезда к офису. Писать телефон большими буквами в самом верху веб-страницы – это, наверное, слишком, но указать его текстом внизу каждой страницы порой бывает совсем не лишним. Тем самым вы сэкономите посетителю пару лишних кликов (пока он доберется до раздела «Контакты»). Карта проезда -чуть ли не самая важная часть сайта. Давайте обсудим это подробнее. Идеальная карта должна содержать:

план расположения офиса с указанием практически каждого дома от ближайшей станции метро;
названия всех улиц и номера всех домов ;
указание пути пешком от метро;
указание пути движения на машине при подъезде с разных сторон;
расположение места парковки (по возможности);
фотографию фасада здания, в котором находится офис;
указание прохода внутри здания (в случае необходимости);
точный адрес и телефон.

Располагайте изображение карты так, как это принято у нормальных людей, то есть север – вверху.

Обязательно проверьте, как карта печатается на принтере: влезает ли она на лист, не разбивается ли на два листа? Иногда даже бывает необходимо сделать специальную кнопку для распечатки. Это позволит пользователю распечатать карту, положить одну страницу в карман и спокойно поехать к вам. Пример такой карты можно посмотреть на www.prior.ru/contacts.shtml

Совет № 5.
Проверьте, соответствует ли созданная вами карта проезда перечисленным требованиям.

Все, о чем я здесь рассказал, не всегда можно сделать в реальности. Что поделать, такова жизнь. Но ведь я рассказывал, как делать толковый корпоративный сайт. Ну, а если шибко толковый не нужен, тогда кое-чем можно и пренебречь.

Сергей Спивак,
spivak@iworld.ru

 

 

вернуться к содержанию тома 2
новости проекта

 

 

Дата создания проекта: 2002-2004
Адрес для писем: lotos@ksan.ru

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100